15 марта в Городском центре медицинской профилактики состоялась очередное занятие лектория «Открой мир здоровья!» для представителей родительских комитетов и школьного совета по питанию образовательных организаций и педагогов.

            Врач по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детского поликлинического отделения №38 СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №43» Кировского района. Илюхина Ольга Александровна рассказала о режиме питания и составляющих здорового питания, родительском контроле организации школьного питания, нормативной базе, санитарных требованиях и рекомендациях, условий и процесса производства, хранения и реализации пищи. На прием пищи должно отводится не менее 20 минут – большая перемена. Рекомендованы три вида меню: основное (организованное), меню дополнительного питания и меню для детей с различными заболеваниями. Сырокопченые мясные изделия и вареные колбасы не допускаются для школьного питания. Их не должно быть в школьном буфете, так же, как и нездоровой пищи – кондитерских изделий, шоколадок, сладких газированных напитков. Между завтраком, обедом и ужином перерыв должен быть не более 4 часов. Физиологическая потребность детей в воде: в 7-10 лет у мальчиков – не менее 1,2, а у девочек 1,1; в 11-13 лет у мальчиков — 1,3, у девочек — 1,2; 14-17 лет у мальчиков- 1,5  и у девочек -1,4 литра в сутки. Дополнительные количества воды требуются при жаркой погоде (выше 25°С), низкой влажности, повышенной физической нагрузке (если ребенок занимается спортом), в период заболеваний. Для питья в школе можно использовать кипяченую воду, питьевой фонтанчик, кулеры, пурифайеры.

Задачи родительского контроля за организацией питания детей: повышение качества и эффективности организации питания обучающихся, выявление пищевых предпочтений и их корректировка с целью формирования у обучающихся навыков здорового питания, подготовка предложений, направленных на улучшение системы организации питания в каждой конкретной образовательной организации. Важнейший аспект родительского контроля — выявление степени удовлетворенности детей качеством организации питания обучающихся. Лектор подробно остановилась на порядке и условиях допуска родителей обучающихся в образовательные организации для контроля качества питания. Санитарная книжка для этого родителям не нужна.

При проведении мероприятий родительского контроля за организацией питания детей в организованных детских коллективах могут быть оценены: соответствие реализуемых блюд утвержденному меню; санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и т.п.; условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися; наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд; объем и вид пищевых отходов после приема пищи; наличие лабораторно-инструментальных исследований качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд; вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей или иных законных представителей; информирование родителей и детей о здоровом питании.

«Школьные трудности и СДВГ. Есть ли выход?» —  тема выступления
кандидата медицинских наук, детского врача-невролога СПБ ГБУЗ «Детский городской многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий им. К. А. Раухфуса» Родионовой Екатерины Юрьевны.  СДВГ – это проблема или диагноз? Это не плохое воспитание! СДВГ — это нарушение нейроразвития, которое характеризуется  расстройством поведения с несоответствующими возрасту гиперактивностью, дефицитом внимания, импульсивностью и отсутствием устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий и сопровождающихся нарушением адаптации в различных сферах жизнедеятельности.

Диагностируется в детском возрасте и имеет, выраженные в разной степени, нарушение внимания, гиперактивность и /или импульсивность. Почему он возникает? В чем проблема этих детей?  Дети с СДВГ могут быть достаточно развиты, иметь хобби. В тоже время в школе они имеют ряд проблем: во взаимодействии со сверстниками (драки); во взаимодействии с учителями (нарушают дисциплину, отвлекаются на уроках и отвлекают других, грубят); с успеваемостью – делает много ошибок, не успевают выполнить задания; дома не заставить сесть за уроки, будет делать часами, если не проконтролировать, нет внимания к деталям, отсутствие мотивации к учебе.  Эпидемиологические исследования, проведенные в разных странах, показывают большой разброс частоты данного расстройства в среднем, около 5% среди лиц до 18 лет, 6% — среди детей школьного возраста и 3% — среди подростков. Почему возникает СДВГ? СДВГ – расстройство развития с ярко выраженным генетическим компонентом.

Его наследуемость оценивается в 76%. Диагностические критерии включают 9 симптомов и признаков невнимательности и 9 —  гиперактивности и импульсивности. Диагностика требует задействования минимально ≥ 6 симптомов и признаков минимум из одной группы. Кроме того, симптомы должны часто проявляться в течение 6 и более месяцев; возникать минимум в 2 ситуациях, например, дома и в школе; присутствовать в возрасте до 12 лет; мешать функционированию дома, в школе или на работе. В целом около 20–60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но у большинства таких детей некоторые школьные проблемы возникают из-за невнимательности (в результате пропуска деталей) и импульсивности (как результат ответа на вопрос без обдумывания).

Что делать при подозрении у ребенка СДВГ? Посетить детского невролога или психиатра;

пройти скрининговое тестирование родителям, обратиться к школьному психологу для диагностики симптомов дефицита внимания и гиперактивности.

Постановка диагноза СДВГ не оправдывает поведение ребенка, не делает его особенным, но помогает понять, почему ребенок так себя ведет. Понимание причин поведения ребенка может позволить создать более комфортную среду для обучения и развития, в том числе создание актуальной мотивации и системы поощрений. Понимание причин поведения позволяет понять, что наказания, запреты и лишения не работают и не помогают ребенку быть более внимательным и не отвлекаться. С возрастом симптомы СДВГ становятся меньше, особенно в отношении гиперактивности и импульсивности, симптомы невнимательности чаще сохраняются в той или иной степени. Дети с СДВГ чаще подвержены тревожным и депрессивным расстройствам; чаще имеют зависимости (игры, никотин, алкоголь); СДВГ может сочетаться и с другими нарушениями развития и поведения. По статистике хотя бы 1 ребенок в классе будет иметь нарушения нейроразвития (СДВГ, аутизм). Уточнение диагноза (невролог, психиатр) важно для понимания проблемы и дальнейшей маршрутизации ребенка. Терпимое отношение к детям с СДВГ — важный этап развития современной системы образования.

О психологической помощи учащимся с особенностями нервно-психического развития (СДВГ) шла речь в выступлении педагога-психолога ГБОУ «Средняя образовательная школа № 557» Невского района Хлыстовой Юлии Владимировны. Часто родители до школы не обращают внимания на проблемы ребенка. Часть родителей или не знают, или не хотят знать о наличии СДВГ у своего ребенка. Как с практической точки зрения подойти к СДВГ? Необходимо, в первую очередь, отмести неврологические проблемы, чтобы понять – это проблемы с поведением или со здоровьем. Необходимо понять масштаб проблемы, чтобы выстроить маршрутизацию – к неврологу, чтобы уточнить диагноз СДВГ, при подозрении на СДВГ обратиться с ребенком в медико-психологическую комиссию, с заключением комиссии идти к школьному психологу для проведения коррекционных занятий. Занятия с психологом в школе обязательно должны быть подкреплены занятиями дома с родителями. Для этого лектор показала несколько полезных игр и упражнений: «Волшебный мешочек», «Зеркало», «Передай мяч», «Говорю одно, делаю другое» и др.