Школьная зрелость

Одним из важных периодов развития ребенка, требующих пристального внимания медицинских работников и родителей, психологов и педагогов, является начало обучения в школе. Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся изменением привычного стереотипа и возрастанием психоэмоциональной нагрузки.

Успешность обучения зависит от функциональной готовности организма ребенка. Функциональная готовность к обучению в школе (школьная зрелость) — это достаточный уровень развития у ребенка школьно-необходимых функций, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе.

По данным официальной статистики количество детей 6-7 лет, не готовых к обучению, превышает в настоящее время 40%.

Школьно-необходимые функции:

сформированность речи (отсутствие дефектов звукопроизношения).

От правильности речи во многом зависит последующая грамотность школьника.

Современные условия развития детей тормозят развитие речи. Прежде всего это связано с внедрением в нашу жизнь компьютерных технологий информационного воздействия. Знакомство с такими технологиями происходит, начиная с раннего возраста. Дети очень быстро осваивают планшеты, гаджеты и ноутбуки. Эти средства коммуникации заменяют им реальные игры, игрушки, книги и живое общение. Речевое общение с людьми, как главный фактор развития речи, в этом случае оказывается недостаточным.

Дети привыкают к постоянному мельканию картинок, к быстрому развитию событий в компьютерных играх, к действиям без рассуждений и размышлений о причинно-следственных связях, что делает восприятие фрагментарным, вырванным из контекста, т. е. без прошлого и будущего.

Чтение в этом случае вызывает неприятие. В школе такой ребенок не хочет читать учебник. Точнее сказать не может, потому что это долго, нудно, требует вникания в смысл написанного и в сложные, непонятные логико-грамматические конструкции.

развитие мелкой моторики (скоординированной работы пальцев и кистей рук, которая необходима для овладения навыками письма);

уровень психического развития ребенка, состояние его условно-рефлекторной деятельности, служащей основой усвоения обучения и воспитательных воздействий.

При сформированности именно этих функций у первоклассников выявлена высокая степень связи с показателями хорошей успеваемости, высокой умственной работоспособности, учебной активности и низкой утомляемости.

Функциональная готовность детей к школе определяется по медицинским и психофизиологическим критериям.

Медицинские критерии:

1) биологический возраст;

2) состояние здоровья в момент осмотра;

3) острая заболеваемость за предшествующий год.

Психофизиологические критерии развития школьно-необходимых функций:

1) результаты выполнения теста Керна-Иразека, состоящего из 3 заданий: нарисовать человека, срисовать короткую фразу («Он ел суп»), срисовать группы точек;

2) качество звукопроизношения (наличие дефектов);

3) результаты выполнения монометрического теста «вырезание круга».

Теста Керна-Иразека

Наивысший бал -1, низший – 5.

Неготовыми к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, отстающие в биологическом развитии, а также выполняющие тест Керна-Иразека с оценкой 9 баллов и более и имеющие дефекты звукопроизношения.

Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначают комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий.

Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций, рекомендуется комплекс упражнений по их коррекции.

Нарушения соматического и нервно-психического здоровья, недостаточное развитие “школьно-необходимых” функций, своевременно не выявленные и не скорректированные на этапе дошкольного периода, вызывают серьезные затруднения адаптации к школе, часто приводят к хронической неуспеваемости ребенка, переутомлению и, как следствие, еще более выраженным нарушениям здоровья. У таких учащихся диагностируются различные функциональные расстройства, хронические заболевания, пограничные изменения психического здоровья.

Вместе с тем, внимания заслуживает анкетирование родителей на предмет выявления у детей синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, который существенно затрудняет обучение таких детей и требует осуществления дополнительных медико-профилактических мероприятий.

Тестирование уровня развития школьно-необходимых функций проводят два раза в год (осень, весна) в условиях дошкольной образовательной организации, в году, предшествующему поступлению ребенка в школу.

Позаботьтесь заранее об успешном обучении Ваших будущих первоклассников, сделайте правильный выбор образовательной организации для своего ребенка.