Двигательная активность — важнейший компонент здорового образа жизни и поведения детей, биологическая потребность организма.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем.

Движения — первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей — форма проявления этих важных человеческих качеств.

Двигательная активность, физическое развитие и здоровье взаимосвязаны.

Физические упражнения оказывают положительное воздействие на все системы организма и благоприятно влияют на психическое его состояние. Совершенствуются функции систем, регулирующих кровообращение, повышается умственная и физическая работоспособность, активизируется весь диапазон иммунной защиты.

Здоровье в значительной степени определяется уровнем привычной двигательной активности. Привычной считается такая активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности. Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастным нормам.

Такое несоответствие часто встречается у детей школьного возраста и приводит к дисгармоничному развитию, нарушениям в состоянии здоровья.
Уровень привычной двигательной активности определяется биологическими и социальными факторами. Ведущими биологическими факторами, формирующими потребность организма в движениях, являются возраст и пол. Двигательная активность до 8-9 лет практически одинаковая у мальчиков и девочек, с возрастом увеличивается, далее преобладает у мальчиков.

Важными социальными факторами, формирующими привычную двигательную активность, являются организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта.
Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двигательной деятельности.

Всемирная организация здравоохранения считает двигательную активность одним из инструментов первичной профилактики заболеваний.
Согласно рекомендациям ВОЗ по физической активности, дети и подростки в возрасте от 5 до 17 лет должны заниматься физической активностью аэробного характера ежедневно, продолжительность этих активностей должна составлять не менее 60минут (желательно дольше), а занятиями анаэробного харарктера, направленными на развитие силы и скорости, не реже 3х раз в неделю.

Однако, в эпоху все большего распространения и растущей популярности всевозможных гаджетов и устройств, облегчающих человеку жизнь, дети и подростки не получают должного физического развития, не занимаются физическим трудом в быту, не играют в подвижные игры на улице, занятия физическими упражнениями они получают исключительно в организованной форме (на уроках физической культуры или занятиях в спортивных секциях), что не является достаточным.

Как в семье, так и в образовательных организациях, должны создаваться условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении.
Дефицит движений (гипокинезия) вызывает многообразные изменения в организме, от адаптации к низкому уровню двигательной активности до более глубоких изменений-развития астенического синдрома, снижение функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций.

У детей с малоподвижным образом жизни более выражено проявляются признаки усталости и переутомления: снижается внимание, тормозятся мыслительные процессы, ослабляется память, ухудшается координация движений. В школьном возрасте, у многих детей наблюдается нарушение осанки, плоскостопие, деформация грудной клетки, а в некоторых случаях через слабость мышц – искривление позвоночника (сколиозы, кифозы и т.п.). Сколиозы в свою очередь носят функциональный характер и могут негативно влиять на кровообращение и дыхание.

Недостаточность движений в жизни детей является одной из причин появления лишнего веса.

К негативным проявлениям гипокинезии (малоподвижного образа жизни), в комплексе с другими факторами, относится и снижение иммунной активности организма, предрасположенность детей к простудным, инфекционным и другим заболеваниям. Мышцы должны работать, выполнять свою природную функцию, в случае мышечного бездействия или малой мышечной нагрузки, ухудшается питание мышц, уменьшаются физические показатели, такие как, объем и сила, снижается эластичность и упругость. Уменьшение количества импульсов, идущих от мышц, связок и суставов к мозгу, нарушает нервную деятельность, поскольку снижается активация мозговых
клеток и их работоспособность. Неврозы, депрессии также следствие гиподинамии. В целом малоподвижный образ жизни имеет неблагоприятное влияние на общие показатели роста и развития их организма.

Оптимальный двигательный режим ребенка реализуется через организацию правильного физического воспитания.

Физическое воспитание детей представляет систему, включающую основное, дополнительное, факультативное и самостоятельное обучение и различные формы и средства физического воспитания.

Основной и дополнительный виды обучения являются обязательными для режима дня детей в образовательных организациях, осуществляются дифференцированно в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности детей.

Факультативное обучение является необязательным с точки зрения его организации в образовательных учреждениях, но важным в плане повышения двигательной активности детей, коррекции нарушений в их здоровье, спортивной подготовке. Данный вид обучения должен быть представлен внеклассными и внешкольными занятиями в спортивных секциях и кружках (спортивная тренировка) по специальным программам, в группах лечебной физкультуры (ЛФК) или индивидуально с методистом (лечебно-оздоровительные занятия).

Самостоятельное обучение — индивидуальные или массовые занятия в спортивных и оздоровительных центрах или клубах с использованием разнообразных средств физического воспитания.
Самостоятельное обучение включает подвижные игры с родителями, старты всей семьей, экскурсии и походы с родителями, абонементные группы плавания, закаливания, занятия в группах (клубах), объединяющих любителей оздоровительного бега и ходьбы, велоспорта и др., самостоятельную тренировку по индивидуальному плану.

Основные средства физического воспитания — физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные локомоции, личная гигиена.
Основные формы физического воспитания — уроки, занятия, физкультурно-спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, лечебно-оздоровительные занятия, спортивные тренировки, индивидуальные занятия, массовые занятия, семейные и групповые занятия.
Правильно организованное физическое воспитание подрастающего поколения — залог его здоровья, необходимое условия гармоничного роста и развития ребенка.

Хочешь быть здоровым — двигайся!