Рассматривая фундаментальные проблемы образования, одной из актуальных проблем является обеспечение безопасности образовательной среды.
К компетентности образовательной организации относится создание условий воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Высокая пластичность и чувствительность детского организма к условиям окружающей среды превращает процесс роста и развития в одну из главных мишеней неблагоприятных средовых воздействий.
В структуре общей заболеваемости травмы стабильно занимают одно из ведущих мест.
Самый травмоопасный детский возраст, согласно статистике травматизма, — от 7ми до 14 лет. Именно на эти годы приходится 55% от всех случаев травм.
В общей структуре детского травматизма травмы, полученные в школе, составляют около 15–20%. При этом в половине случаев диагностируют травмы мягких тканей, в 40% случаев – черепно-мозговые травмы, на третьем месте – переломы конечностей.
Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что 80% травм, полученных детьми в школе, происходят во время перемен, причем 70% из них – во время падения и бега; на долю травм, произошедших на уроках физической культуры, приходятся 15–37%.
К основным причинам школьного травматизма следует отнести несоблюдение санитарно-гигиенических требований к образовательным организациям, нарушение дисциплины детьми во время перемены, недостаточный контроль за детьми со стороны взрослых, нарушение техники безопасности на уроках физической культуры, химии и физики при выполнении лабораторных работ, технологии, недооценка детьми реальной ситуации, связанной с возможностью получения травмы, несоответствие нагрузки функциональным возможностям организма детей на уроках физической культуры.
Группу риска составляют гиперактивные дети с дефицитом внимания, эмоционально неустойчивые, импульсивные, недисциплинированные, склонные к рискованному поведению и необдуманным поступкам, с особенностями развития (со снижением интеллекта), с недостаточным уровнем развития координации движений, нетренированные, с низким уровнем физической подготовленности, часто болеющие дети, перетренированные из-за высоких спортивных нагрузок дети, с нарушениями зрения, реконвалесценты после перенесенных тяжелых болезней и травм.
Характер травм, причины травматизма и профилактические мероприятия:
Место получения травмы | Характер травмы | Причины травматизма | Профилактические мероприятия |
На территории школы | ранения мягких тканей конечностей; — ушибы, растяжения; — переломы, черепно-мозговая травма; — обморожение | — недостаточная освещен- ность; — неисправное состояние уличных покрытий, гололед; — несоответствие одежды погодным условиям; | — контроль за освещенностью территории; — применение песка во время гололеда; — надзор за детьми и их досугом; |
В здании школы и учебных помещениях | — ранения мягких тканей конечностей; — ушибы; — растяжения; — переломы; — черепно-мозговая травма; — ожоги | — нарушение учащимися правил поведения на пере- мене, на уроках, при проведении внеклассных мероприятий; — нарушение требований техники безопасности на уроках физики, химии, биологии, труда, информа- тики; — нарушение требований техники безопасности в столовой; — ношение обуви на высоком каблуке | — обучение детей правилам поведения в школе; — организация дежурства старшеклассников во внеурочное время (не допускать катания на перилах, единоборств, беготни в рекреациях, на лестницах и др.); — соблюдение правил техники безопасности во время работы в кабинетах и лабораториях, во время трудовых практикумов; — обучение детей правилам поведения в столовой и буфете; — разъяснительная работа с детьми и родителями |
На уроках физкульту- ры в спортивном зале и на спортивной площадке | — повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей; — ранения мягких тканей конечностей; — ушибы; — растяжения; — переломы; — черепно-мозговая травма | — неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования — незнание педагогом состояния здоровья учащихся — нарушения в организации учебно-тренировочных занятий, соревнований; — слабая физическая подготовленность учащихся (в результате длительного отсутствия на занятиях); — нарушение дисциплины во время учебного процесса; — невыполнение требований безопасности на уроках физической культуры. | — контроль за состоянием спортивного зала, спортивного инвентаря; — своевременное информирование преподавателя физической культуры о состоянии здоровья учащихся и их медицинской группе для занятий физической культурой; — проведение вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте; — соблюдение требований к условиям проведения занятий и соревнований на воздухе; — контроль организации учебно-тренировочных занятий; — соблюдение правил техники безопасности на спортивных снарядах; – выполнение технически сложных упражнений только в присутствии учителя, тренера при наличии страховки; — обучение правилам приземления при выполнении прыжков; — обязательное выполнение разминки перед сдачей контрольных заданий и соревнованиями; — обучение правилам переноски спортивного инвентаря; — обучение правилам безопасности катания на велосипеде, самокате, качелях, на лыжах и санках. |
Важнейшей задачей образовательной организации является обеспечение безопасности ее жизнедеятельности.
Травмы и несчастные случаи в последние годы стали одним из главных факторов угрозы жизни и здоровья детей. Они являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет, от них погибают больше детей, чем от детских инфекций, нередко они заканчиваются инвалидностью и приводят к ограничению в выборе профессии.
Детский травматизм и его предупреждение важная социальная проблема, к которой
должно быть привлечено внимание не только медицинских работников, педагогов, психологов, социологов, градостроителей, общественности, но и родителей и самих детей.
Главной целью мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении является воспитание личности, способной противостоять любым опасностям и трудностям, неизбежным в реальной повседневной жизни, а также обеспечение безопасных условий для пребывания обучающихся в школе.