Рассматривая фундаментальные проблемы образования, одной из актуальных проблем является обеспечение безопасности образовательной среды.

К компетентности образовательной организации относится создание условий воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Высокая пластичность и чувствительность детского организма к условиям окружающей среды превращает процесс роста и развития в одну из главных мишеней неблагоприятных средовых воздействий.

В структуре общей заболеваемости травмы стабильно занимают одно из ведущих мест.

Самый травмоопасный детский возраст, согласно статистике травматизма, — от 7ми до 14 лет. Именно на эти годы приходится 55% от всех случаев травм.

В общей структуре детского травматизма травмы, полученные в школе, составляют около 15–20%. При этом в половине случаев диагностируют травмы мягких тканей, в 40% случаев – черепно-мозговые травмы, на третьем месте – переломы конечностей.

Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что 80% травм, полученных детьми в школе, происходят во время перемен, причем 70% из них – во время падения и бега; на долю травм, произошедших на уроках физической культуры, приходятся 15–37%.

К основным причинам школьного травматизма следует отнести несоблюдение санитарно-гигиенических требований к образовательным организациям, нарушение дисциплины детьми во время перемены, недостаточный контроль за детьми со стороны взрослых, нарушение техники безопасности на уроках физической культуры, химии и физики при выполнении лабораторных работ, технологии, недооценка детьми реальной ситуации, связанной с возможностью получения травмы, несоответствие нагрузки функциональным возможностям организма детей на уроках физической культуры.

Группу риска составляют гиперактивные дети с дефицитом внимания, эмоционально неустойчивые, импульсивные, недисциплинированные, склонные к рискованному поведению и необдуманным поступкам, с особенностями развития (со снижением интеллекта), с недостаточным уровнем развития координации движений, нетренированные, с низким уровнем физической подготовленности, часто болеющие дети, перетренированные из-за высоких спортивных нагрузок дети, с нарушениями зрения, реконвалесценты после перенесенных тяжелых болезней и травм.

Характер травм, причины травматизма и профилактические мероприятия:

Место получения травмыХарактер травмыПричины травматизмаПрофилактические мероприятия

На территории школы
ранения мягких тканей конечностей;
— ушибы, растяжения;
— переломы, черепно-мозговая травма;
— обморожение
— недостаточная освещен-
ность;
— неисправное состояние уличных покрытий, гололед;
— несоответствие одежды
погодным условиям;
— контроль за освещенностью территории;
— применение песка во
время гололеда;
— надзор за детьми и их
досугом;





В здании школы и учебных
помещениях

— ранения мягких
тканей конечностей;
— ушибы;
— растяжения;
— переломы;
— черепно-мозговая
травма;
— ожоги
— нарушение учащимися
правил поведения на пере-
мене, на уроках, при
проведении внеклассных
мероприятий;
— нарушение требований
техники безопасности на
уроках физики, химии,
биологии, труда, информа-
тики;
— нарушение требований
техники безопасности в
столовой;
— ношение обуви на
высоком каблуке
— обучение детей правилам поведения в школе;
— организация дежурства
старшеклассников во внеурочное время (не допускать катания
на перилах, единоборств,
беготни в рекреациях, на
лестницах и др.);
— соблюдение правил техники безопасности во время работы в кабинетах и лабораториях,
во время трудовых практикумов;
— обучение детей правилам поведения в столовой и буфете;
— разъяснительная работа с детьми и родителями







На уроках физкульту-
ры в спортивном
зале и на спортивной
площадке

— повреждения
мягких тканей с
преобладанием ссадин и потертостей;
— ранения мягких тканей конечностей;
— ушибы;
— растяжения;
— переломы;
— черепно-мозговая
травма
— неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования
— незнание педагогом
состояния здоровья учащихся
— нарушения в организации учебно-тренировочных занятий, соревнований;
— слабая физическая подготовленность учащихся (в результате длительного отсутствия на занятиях);
— нарушение дисциплины во время учебного процесса;
— невыполнение требований безопасности на уроках физической культуры.
— контроль за состоянием
спортивного зала, спортивного
инвентаря;
— своевременное информирование
преподавателя физической культуры о состоянии здоровья учащихся и их медицинской группе для занятий физической культурой;
— проведение вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте;
— соблюдение требований к условиям проведения занятий и соревнований на воздухе; — контроль организации учебно-тренировочных занятий;
— соблюдение правил техники безопасности на спортивных снарядах;
– выполнение технически сложных упражнений только в присутствии учителя, тренера при наличии страховки;
— обучение правилам приземления при выполнении прыжков;
— обязательное выполнение разминки перед сдачей контрольных заданий и соревнованиями; — обучение правилам переноски
спортивного инвентаря;
— обучение правилам безопасности катания на велосипеде, самокате, качелях, на лыжах и санках.

Важнейшей задачей образовательной организации является обеспечение безопасности ее жизнедеятельности.

Травмы и несчастные случаи в последние годы стали одним из главных факторов угрозы жизни и здоровья детей. Они являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет, от них погибают больше детей, чем от детских инфекций, нередко они заканчиваются инвалидностью и приводят к ограничению в выборе профессии.

Детский травматизм и его предупреждение важная социальная проблема, к которой

должно быть привлечено внимание не только медицинских работников, педагогов, психологов, социологов, градостроителей, общественности, но и родителей и самих детей.

Главной целью мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении является воспитание личности, способной противостоять любым опасностям и трудностям, неизбежным в реальной повседневной жизни, а также обеспечение безопасных условий для пребывания обучающихся в школе.